Российские и японские дети отличаются способностью к саморегуляции
Исследование, проведенное совместно российскими и японскими психологами, показало, что японские дети лучше умеют сосредотачиваться на одном задании, в то время как российские дошкольники более гибко переключаются между различными видами деятельности.
Руководитель лаборатории детской психологии и цифровой социализации ФНЦ ПМИ Александр Веракса объясняет, что японские родители более строгие и контролирующие, а педагоги ожидают от дошкольников более сдержанного поведения. Благодаря этому японские дети меньше отвлекаются при выполнении заданий и внимательнее слушают педагога.
В то же время российские дети легче переключаются между правилами и ситуациями, так как родители предъявляют разные требования к поведению дома и в общественных местах.
При сравнении мальчиков и девочек выявлены следующие различия:
- Японские мальчики лучше контролируют поведение и ведут себя более послушно, чем российские.
- Девочки из Японии слабее справляются с выполнением разноплановых задач в короткое время, но меньше отвлекаются на посторонние предметы при учебных заданиях.
Эксперты связывают эти различия с культурными ожиданиями взрослых от детей разного пола. В России от девочек ждут большего послушания, а в Японии на мальчиков возлагают больше надежд в отношении дисциплины.
Психологи отмечают, что навыки саморегуляции важны для успешной адаптации ребенка к школе. Хотя их значение универсально, особенности воспитания могут приводить к различиям в развитии способности контролировать поведение у детей.